Архиепископ Юстиниан совершил вечерню Великой пятницы в Свято-Николаевском Патриаршем соборе

13 апреля днем, в Великую пятницу, Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан совершил вечерню Великой пятницы в сослужении соборного духовенства. В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.

После богослужения Владыка обратился со словом проповеди к собравшимся, в которой, в частности, сказал: «Сегодня по уставу церковному не положено совершение Литургии, ибо в сей великий и страшный день пятницы Страстной седмицы мы воспоминаем Смерть Богочеловека на Кресте, на который Его возвела Божественная любовь к падшему человечеству. Он Сам становится Жертвой, принесенной Богу и Отцу во искупление греха Адама и его потомства – нас с вами!

Но вместе с тем в Великую пятницу мы вспоминаем величайшее зло и несправедливость, когда-либо совершенные на земле – люди приговаривают к смерти Того, даровал всем жизнь – воплотившегося на земле Бога! Всему этому предшествовало гнусное предательство Иуды, тайный от народа ночной арест в Гефсимании, и нечестный, несправедливый суд первосвященников и старейшин.

Как же они торопились сделать то, что так давно замышляли! Наступала Пасха, в городе было множество богомольецев. Нужно было найти аргументы, чтобы хоть как-то оправдать свое злое намерение, ведь свидетельств о преступлении Иисуса не было, да и быть не могло. Осуждать Его за исцеления больных, воскрешение мертвых, чудесное насыщение тысяч людей?

И тогда первосвященник идет на крайнюю, страшную меру: «Заклинаю Тебя Богом живым», - говорит он Иисусу, - «скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне у́зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф., 26, 63-64). Первосвященник дерзает заклинать Именем Бога Живого, и Христос, как Истинный Бог, не мог не дать ответа на это заклинание. Члены синедриона хорошо знали пророчество Даниила о Сыне Человеческом, т.е. о Мессии, но они не захотели признать Его в Иисусе из Назарета. В знак крайнего негодования первосвященник раздирает свои одежды и обвиняет Христа в богохульстве! И за это преступление по ветхозаветному закону полагалась смертная казнь, к которой синедрион приговаривает Давшего этот закон.

Но ведь в то время верховный суд находившейся под владычеством Рима Иудеи не имел полномочий выносить смертные приговоры, это было привилегией поработителей. Нужно было доказать вину Христа римскому наместнику Понтию Пилату, чтобы он утвердил их приговор. Но что это за обвинение для язычников-римлян, которые даже своих императоров возводили в божественное достоинство? Подумаешь! При обилии в языческой культуре богов и богинь – одним больше сыном божиим, одним меньше… Нужно было оклеветать Христа так, чтобы Его вина требовала казни по закону римскому. У Пилата в тот период были сложные отношения с императорским двором. Будучи наместником Иудеи он неоднократно по наущению и жалобам старейшин иудейских привлекал на себя гнев императора. И обвинение Иисуса старейшинами в том, что Он якобы Себя провозгласил царем Иудейским, должно было представиться Пилату как преступление политическое, посягающее на власть кесаря: «Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин., 19, 12). Пилат испугался, и был вынужден уступить требованию иудеев.

История и опыт жизненный свидетельствуют: чем нелепее и неправдоподобнее клевета и обвинения, тем быстрее в них верят. Божественная Любовь встречается с жестокосердием, подлостью и лукавством человеческим и осуждается им на позорную, мучительную смерть на кресте.

Размышляя обо всем этом сегодня, воистину хочется забиться от страха куда-нибудь подальше от всех, ибо стоя у Плащаницы, как бы предстоя Самому умерщвленному за нас Христу, чувствуешь великую скорбь, и наверно каждый христианин сегодня испытывает чувство сиротства.

Но вместе с тем, мы не можем не чувствовать приближения и великой радости – Воскресения Христова, а значит и нашего спасения, как об этом говорит апостол Петр: «Искуплены вы от суетной жизни… драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Пет., 18-21)».

После проповеди Владыка совершил чтение канона «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы», во время которого верующие имели возможность поклониться Святой Плащанице.

Поделиться в
Вернуться к списку фотоальбомов
церковный календарь




Евангельские чтения дня:
архив материалов
сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.

Контакты:  

Представительство Московского Патриархата в США, Николаевский Патриарший Собор г. Нью-Йорк:

Техническая поддержка сайта:

igumen_nikodim@yahoo.com 


Support@RusChurchUsa.org

 

Скачать opera mini

Обновить Opera Mini

Opera Mini