В субботу, 5 апреля, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском Патриаршем соборе г. Нью-Йорк в сослужении соборного духовенства.
После причащения Святых Христовых Таин Архипастырь совершил чтение акафиста Пресвятой Богородице.
По окончании богослужения Владыка приветствовал собравшихся с праздником и обратился со словом проповеди:
«Дорогие о Господе братья и сестры!
Нынешний день именуется в церковном месяцеслове «Субботой акафиста». Этот гимн в честь Пресвятой Богородицы, чтение и пение которого мы сейчас совершили, был сложен в столице Восточной Римской империи в IX веке благодарными жителями Константинополя, прославившими этой торжественной песнью Царицу Небесную – неусыпную Защитницу города от нашествий неприятелей.
Когда-то единая Римская империя, для облегчения управления ею в III веке фактически была поделена на Западную и Восточную части. В начале IV века равноапостольный император Константин Великий на месте небольшого поселения Византий на Босфоре основал столицу Восточной части империи, которую назвал Новый Рим. Лишенная более пристального внимания василевса, жизнь Западной части империи все больше обосабливалась, стала отличаться от Востока. В высшей же степени это, к сожалению, отразилось на взаимоотношениях двух частей неразделенной Христианской Церкви: все громче из Рима стали претензии Римского епископа на какое-то его исключительное главенство над всею Вселенскою Церковью… Со временем все это привело и к значительным отступлениям и нововведениям Запада и в вероучении, и в традициях Христианства. Восточные христиане, наблюдая за упадком жизни западных братьев, а потом и разорения и падения Рима под натиском варваров, справедливо усматривали причину этого в отступлениях от Истины Христовой.
Безусловно, многочисленные проблемы от неприятелей терпели и жители Восточной части империи. Сколько раз враги угрожали безопасности самой столицы – Нового Рима, или как его стали называть тогда – Константинополя! И сколько раз милость Божия и Покров Пречистой Божией Матери сохраняли столицу Христианской империи от разрушения! Ведь после падения старого Рима, Новый простоял еще тысячу лет. Не потому ли, что ценой невероятных усилий, но все же Восток бережно хранил верность Истине так, как ее проповедовали апостолы?
И, конечно, потому, что восточные христиане умели быть благодарными Господу и Его Матери – Их прославляли, Им заслуженно приписывали все одержанные победы. Особая икона Пречистой Богородицы всегда сопровождала василевса в походах, отчего и получила именование «Победительница» или по-гречески «Никопесса». Этот образ на колеснице первым шел в триумфальных процессиях. Царицу Небесную стали именовать Взбранной Воеводой, то есть Предводительницей войска, всегда одерживающей победы, что и нашло отражение в акафисте Божией Матери.
Прошло много веков. Пал Константинополь, перестала существовать Римская империя. А богослужебный устав Церкви помнит о тех славных событиях, и каждый год в пении этого акафиста продолжает воспевать Взбранную Воеводу, Которая сохраняет всякий благочестивый народ христианский, душу христианскую от врагов видимых и невидимых. Грузины, сирийцы, болгары, русские, украинцы, белорусы, молдаване и другие – все эти народы, исповедующие Истину Христову, вошедшие в Его Церковь – как некогда жители Нового Рима ощущают постоянную любовь и заступничество Пречистой Богородицы, с любовью прославляя Ее словами этого древнего, умилительного гимна акафиста «Взбранной Воеводе».
Поэтому мы сегодня не столько отдаем дань уважения богослужебной традиции, сколько искренне приносим благодарность нашей Заступнице, нашей Покровительнице, всегда готовой прийти на помощь к нашей немощи в наступающих на нас обстоятельствах и искушениях».
Владыка поблагодарил всех пришедших к этому праздничному богослужению, а также особо отметил, что по сложившейся практике для удобства прихожан, которым подчас затруднительно приезжать в будние дни в храм, акафист в храмах США совершается в субботу после Литургии, а не вечером накануне за богослужением утрени