В воскресенье, 30 марта, в Неделю 4-ю Великого поста и день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан и Епископ Иероним (РПЦЗ) совершили Божественную литургию по чину Святителя Василия Великого в Свято-Николаевском соборе г. Нью-Йорк. Архипастырям сослужили клирики собора.
По окончании Литургии Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди:
«Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Нынешнее евангельское чтение (см. Мк., 9, 17-31) напоминает нам о реальности нашей жизни и объясняет, отчего мы бываем духово немощны, когда не можем побороть находящие на нас искушения. Наша невозможность порой противостать духам бесовским, духам нечистым, объясняется тем, что мало мы уделяем времени подвигам ради Бога, ради своего спасения. Об этом и говорит Господь Своим ученикам, указывая на то, что род дьявольский изгоняется постом и молитвой – то есть личными духовными подвигами человека.
И если в прочее время жизни мы бываем беспечны и как-то все это забываем, то продолжающееся время Великого поста напоминает нам об этом. Как мы уделяем время своему физическому здоровью, так, время поста, есть тот период нашей жизни, в который мы заботимся о своем здоровье духовном.
Хуже, конечно, когда о здоровье вспоминают уже в больнице или санатории. И совсем грустно бывает тогда, когда и попадая туда, мы ведем такой образ жизни, который совсем не способствует улучшению самочувствия. Так и мы, христиане, войдя в Великий пост как лечебницу духовную, призваны придерживаться рекомендаций Церкви, если действительно хотим уврачевать язвы своей души. Постом и молитвою изгоняется по слову Спасителя род дьявольский, путем поста и молитвы мы призываем врачующую благодать Святого Духа для исцеления своей души от последствий греха.
И здесь, в этой духовной лечебнице, заповедь о посте и молитве одинакова и для мирян, и для священников, и для монашествующих. Нельзя каким-либо образом прописать отдельные рекомендации, ведь в основе нашего подвига лежит все тот же крест, который призывает нас взять Господь и идти во след Его. Различными могут быть лишь обстоятельства жизни: кому-то монашество способствует спасению, а кому-то семейная жизнь бывает в помощь в деле спасения души.
Важно лишь одно при выборе жизненного пути – чтобы в основе нашего выбора был принцип служения Богу, а не себе угождение. Вступая в брачные отношения только в расчете на некие блага и жизненный комфорт, люди рискуют быть несчастными. Наверно поэтому многие семейные пары, молодые люди, встретившись с какими-либо испытаниями, которые должно преодолевать вместе – расстаются, ибо они не были готовы понести бремя друг друга.
И те, кто приносит обеты монашества лишь оправдывая свое эгоистическое желание прожить жизнь одиноко, не беря на себя никаких обязательств перед другими людьми, не сораспиная себя в любви к Богу и человеку – вряд ли хорошо потрудятся в деле спасения собственной души.
А одной из целей, которые ставит время покаяния, время Великого поста перед нами – это проверка нашего намерения, нашей готовности потрудиться ради Бога, потому что Он спасает нас, но не без нас. И сегодня, в четвертый воскресный день Великого поста, мы совершаем память святого VI века преподобного Иоанна Лествичника. Свое второе имя – «Лествичник» – он получил по именованию своего знаменитого аскетического труда – «Лествица», где он делится своим духовным опытом, опытом Церкви, в восхождении в Царствие Небесное, уподобляя это восхождению по лестнице.
Смысл простой – вот она, лестница, идущая от земли к Небу. Поднимайся, христианин, начинай с терпением свой путь, наблюдай, чтобы не закружилась голова от резкого подъема, но начинай постепенно, преодолевая ступеньку за ступенькой. Посмотрите на икону преподобного Иоанна, где изображена эта лестница. На ней вы увидите поднимающихся праведников, желающих спасения, вы увидите ангелов Божиих, ободряющих путников и поддерживающих их. Но кроме ангелов света, мы также видим ангелов тьмы, бесов, врагов нашего спасения, которые всячески пытаются столкнуть идущих по спасительному пути… Может нам и вовсе не пыться пойти по этой лестнице? Может не стоит рисковать?
Конечно, все знают какое количество людей ежегодно погибает при восхождении на горные вершины. Альпинисты, приближаясь к заветной цели, проходят мимо могил своих предшественников, большинство из которых не смогли дойти до этих красивых белоснежных вершин. И все равно, несмотря на это, постоянно находятся смелые романтики, которые начинают восхождение в горы.
Да, в деле спасения также много оступившихся, упавших, погибших. Но это ни в коем разе не может послужить оправданием тем, кто вообще не предпринимает попыток идти вверх, трудиться ради спасения. Святитель Иоанн Златоуст справедливо спрашивает: «Какого воина мы будем уважать – того, который вышел на брань и был побежден, или того, кто смалодушествовал и уклонился от боя?». И сам отвечает: «Конечно того, кто проиграл. Уважения достоин всякий, кто был храбрым, кто не боялся, пусть даже и оставшийся побежденным».
Я приветствую вас, воины Христовы, которых я вижу в храме, за богослужением, которые причащаются Святых Христовых Таин, и хвалю ваше усердие, ибо после трудной рабочей недели вы не поддались лени, слабости, может быть, не понимания близких, и воскресное утро посвятили Богу.
Будьте и впредь мужественны и смелы, и вместе с тем – будьте осмотрительными и аккуратными в своем восхождении по духовной лестнице. Одно дело упасть с высоты собственного роста, стоя на месте, и совсем другие ощущения бывают тогда, когда, поднявшись на определенную высоту, оступившись, не дай Бог, скатиться с лестницы. И так бывает, и бывает больно, стыдно, но не отчаивайтесь, если так произойдет – давайте вставать и, поддерживая друг друга, подниматься вновь.
Особо больно не только для него самого, но и для его окружения бывает падение священника, монаха, как людей, добровольно взявших на себя более ответственный и тяжелый крест. Но и этого не смущайтесь, если доведется увидеть такое. Слабость свойственна всем людям, и немощи нашего естества – одинаковы для всех.
Самое важное, чтобы все мы – и священнослужители, и иноки, и миряне – неизменно прилагали свое желание спастись и достичь Неба так, как этого хочет любящий нас Господь. Как решительные альпинисты, невзирая ни на что, идут и идут к сияющим вершинам гор, будем стремиться к сияющим красотам Царствия Небесного, где нас ждет Христос Спаситель!».
По окончании проповеди Архипастырь, обращаясь к прихожанам, призвал их сохранять приходской мир и единство: «Еще напоминаю вам, дорогие братья и сестры, что мы с вами есть чада Церкви и призваны только к тому подвигу, который нам по плечу. Очень часто возникающие в нашей жизни проблемы обусловлены тем, что мы занимаем свой ум и внимание тем, что от нас никак не зависит. Прискорбно, когда обсуждение тех или иных событий, происходящих далеко, нарушают заповеданный нам Богом мир, нарушают наше единство во Христе Иисусе. Как вы могли видеть в храмах других православных юрисдикций в США, наряду с флагами церковными – хоругвями – там есть флаги США и страны, откуда прибыли эти христиане – Греции, Сербии, Румынии и так далее. В нашем соборе вы этого не увидите. Нет у нас иных флагов, кроме стягов церковных, хоругвей. Наш собор, самый старый из православных храмов, построенных в Нью-Йорке, как и сто десять лет назад, так и сегодня объединяет верующих не по национальной принадлежности, а по вере в Господа Иисуса Христа, по готовности идти за Ним.
Я помню 1991 год, когда многие вернулись к Богу, вновь наполнили десятилетиями пустующие храмы. И вот в Москве путч, и весьма многие затрепетали, смутились, взволновались. На праздник Преображения Господня я вышел на проповедь и спросил своих прихожан: «А что если снова придут к власти коммунисты, и опять начнутся гонения, вы опять покинете эти стены церковные?». Так и вас я хочу спросить: если на сей момент, как говорят, отношения между нашими государствами переживают момент охлаждения, является ли это поводом уйти из храма? Или все-таки нас объединяет Христос, а не политические симпатии? Как мне кажется, наша верность Господу и Его Святой Церкви именно в этот исторический момент будет лучшим свидетельством того, что мы – истинно чада Церкви, и нет и не может быть у нас иной цели собираться под сводами собора, как веровать в Бога, спасать свои души, являть внешнему миру свое единство во Христе, которое безусловно для нас дороже всего мира. А отношения между государствами… Есть период дружбы, есть период охлаждения. Сколько их было? И сколько еще будет? Нам же главное – душу сохранить и со Христом не поругаться, все же остальное – пусть проходит мимо, не задевая нас настолько, чтобы мы забывали главное – о едином на потребу».
© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.