В воскресенье, 23 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан совершил в Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка Божественную литургию в сослужении соборного духовенства.
После причащения Святых Христовых Таин Архипастырь, клирики прихожане собора совершили уставное поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.
По окончании литургии Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди, в которой, в частности, сказал: «Середина Святой Четыредесятницы, Крестопоклонное воскресенье… Поклоняясь изнесенному на центр храма Честному Кресту, мы вспоминаем призыв Спасителя, услышанный нами сегодня за Литургией «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). И ведь в этом призыве заключается напоминание о важнейших в Законе Божьем двух заповедях, на которых зиждется все Священное Писание – о любви к Богу и любви к ближнему.
Как реализовать любовь к Богу? Безусловно, мы являем свою любовь ко Творцу и Спасителю посредством молитвы келейной и церковной. Судить о нашей любви к Богу можно и по тому, как мы относимся к храму – Его дому на земле. Строительство и благоукрашение церквей, желание своим трудом и достатком поддерживать их в должном порядке и благолепии, обязательная забота о присутствии святых икон у себя дома – по всему этому мы сами можем проверять свою любовь к Богу. Не на словах, таким образом, но в конкретных делах мы исполняем эту заповедь Господа.
Подобная этой заповеди, есть заповедь о любви к человеку, любви к ближнему. Конечно, легко сказать – я люблю все человечество, весь мир хорош и все люди братья! Да, но если говоря так , мы делаем исключение, например, для своего соседа, который по нашему мнению не совсем хороший человек и поэтому любить его необязательно… Исполняем ли мы тогда эту заповедь ? Способны ли мы хотя бы потерпеть человека, если не способны еще его любить? Не медлить в прощении, если кто нас обидел, или смиренно просить о прощении того, в отношении кого я был не прав – вот показатель любви к ближнему.
И исполняя эти две заповеди: любовь к Богу – линия жизни вертикальная, любовь к ближнему – горизонтальная, мы и несем свой жизненный крест, о котором и сказал Христос. Стремясь к выполнению заповедей Божиих, мы показываем тем самым свое доверие Ему, являем свое послушание Его воли. И это есть воистину подвиг нашей веры! Посудите сами: весь видимый мир принадлежал Адаму, а взамен Бог ждал послушания – все тебе, человек, принадлежит, только от этого древа не вкушай плода… Но и этого малого человек не смог исполнить ради послушания своему Творцу.
Древний патерик повествует нам замечательную историю о двух братьях, которые, будучи простыми мирянами, отличались сугубым благочестием, подвигами поста, молитвы, усердием в чтении Священного Писания и делами милосердия. И вот, один из них, оставив этот мир, становится монахом, намереваясь всю свою жизнь посвятить служению Богу. По прошествии некоторого времени брат, оставшийся в миру, приходит навестить брата-монаха. И с удивлением замечает, что тот лишь едва-едва уделяет время молитве, постится кое-как… «Как же так! – восклицает он, – Ведь мы, живя в миру, предавались большим подвигам нежели чем ты сейчас совершаешь, став иноком!». А тот вынужден признаться: «Мы с тобой это делали не по послушанию, а по своей воле. Воистину, сам бес гордости наверно помогал нам, чтобы тешили мы свое тщеславие. А теперь то, что я должен делать по послушанию, по уставу монастырскому, мне очень трудно, и силы оставляют меня…».
Так и каждый из нас пусть спросит свою совесть – а то, что я предпринимаю ради своего спасения – по послушанию или по личному произволению только? Готов ли я смиренно исполнять благословение своего духовника, или проявляю своеволие, отчего и впадаю в уныние и то, что делать должен, не делаю или делаю небрежно?
Кто-то из вас наверняка налагает на себя во время Великого поста особые молитвенные правила, может быть, читает больше акафистов и кафизм, не сообразуясь с физическими силами и состоянием здоровья, придерживается крайне строгого воздержания в пище? Оттого ли нет сил для поддержания храма, в который вы приходите, в должной чистоте? Или не в состоянии прийти на помощь ближнему, когда это надо? Подумайте об этом сами – на пользу ли такой вам пост, основанный не на послушании, а на своеволии?..
Церковь именует Христа Новым Адамом потому, что Он, в отличие от Адама первого, на Кресте являет Свое послушание Отцу и только этим вновь делает нас жителями Рая. И войти в этот вожделенный Рай, Царствие Небесное, мы можем только исполняя послушание воле Господа – смиренно и терпеливо неся свой жизненный крест, любя Бога и любя ближнего».
© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.