06 января 2014 г.
В Неделю Святых отец Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Николаевском соборе Нью-Йорка

В воскресенье, 5 января, в Неделю Святых отец, Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском соборе г. Нью-Йорк в сослужении соборного духовенства.

По окончании богослужения Владыка обратился к собравшимся со словом проповеди: «В отличие от многих из нас, нынешних людей, порой не помнящих имени своего прадеда,  люди Востока  знали свою родословную на многие поколения вглубь веков, потому что благодаря этому порой они претендовали на владение землями, княжествами, а иногда и целыми царствами.

В нашем случае мы имеем родословную Господа Иисуса Христа, которую предложил вниманию Церкви евангелист Матфей. А так как он, будучи евреем, обращался со словом проповеди к своим соплеменникам, то он просто не мог обойти вниманием такой важнейший момент, как родословную долгожданного Мессии - Христа. В Евангелии от Матфея мы часто встречаем такие выражения: «Да сбудется Писание; да сбудется реченное пророками», таким образом евангелист Матфей обращает  наше внимание на то, что Иисус по происхождению Своему – от Авраама, которому обещано было, что он станет  духовным отцом верующих из всех народов Земли, также  каждый правоверный иудей знал, что Мессия будет происходить  из рода царя Давида. Эти имена есть есть в родословной, которую мы сегодня слышали. Но, вместе с тем, там есть имена совсем не знатных людей и даже тех, кто не был образцом праведности. В Священном Писании не приукрашивается ничего, а дается жизнь такой, какой она была. Со всей откровенностью показаны даже порой неприглядные стороны библейских героев. Так было, ибо только Господь Иисус Христос, воплотившийся, Один без греха, а для человека стало, к сожалению, свойственно грешить. Вот почему люди веками и тысячелетиями ждали пришествия в мир Того, Кто освободит их от грехов,  Того, кто вернет порушенную связь между человеком и Богом. Ждало человечество долго, но с усердием и трепетом. Нечто подобное мы испытываем в дни рождественского поста, чтобы, как ветхозаветные праведники, принять Рождество Христово не как что-то обыденное, само собой разумеещееся, а чтобы радостно  вострепетать месте с ними. 

Мы должны знать, что  богослужебный устав Православной Церкви формировался в известных на весь христианский мир храмах и монастырях. Я думаю, этим объясняется следующий момент, что кроме собственно перечисления родословия предков Иисуса Христа мы слышим уже, по сути, рассказ о том, как происходило  Рождество. Мы в эти дни будем слышать несколько раз эти слова: «Иисус Христово Рождество сице бе», то есть еще и еще раз будут нам напоминаться обстоятельства Рождества Христова. Наверное, это связано с тем, что в храме Рождества Христова во дни праздника было множество  богомольцев – толпы богомольцев, тысячи. И кто из них достигал до этой службы, был рад услышать хотя бы за этим богослужением повествование о Рождестве Христовом, а потом должен был уступить место другим тысячам богомольцам.

Мы должны помнить, что в крупных монастырях, где были сотни монашествующих, некоторые из них, побывав  на одном богослужении, потом должны были идти на послушания. Было множество паломников, которых нужно было принять, разместить, накормить. Подходил праздник, и они, монахи,  как слуги  усердные для множества людей прибывших на торжество. Потому и те, кто не мог быть за богослужением в сам день праздника, хотя бы  в преддверии праздника возрадовались участию в богослужении. Торжество праздника Рождества длится несколько дней – предпразднство, самый день праздника и попразднство, потому что один день не мог бы вместить в себя торжество нашей веры. И  в настоящее время для тех христиан, кто во дни Сочельника и Рождества Христова будет занят на своем рабочем, служебном месте нынешнее торжественное богослужение с чтением Евангелия о событии Рождества Богомладенца есть возможность духовно утешиться, войти в долгожданный праздник.
Дорогие, многие будут спрашивать, а какие особенные обычаи существуют для этих дней? Но ведь эти обычаи были возможны, когда люди жили общинами, недалеко от храма. Сейчас мы живем в условиях, когда только в одну сторону к богослужению нужно добираться полтора – два часа. Так, в Сочельник, у наших предков было принято трапезную  застилать соломой. Как вы сейчас будете стелить солому в городских условиях?  Да и так ли это важно? Сейчас самое главное – сохранить сердцевину нашей веры, понимание, что свершается величайшее чудо – на землю приходит Сын Божий. Это самая главная весть. А обычаи прежних времен воплотить, конечно, хочется.  И, по возможности, я призываю вас прилагать к этому усилия, потому что это украшает нашу жизнь, нашим детям дает представление, что это не обычный, это праздничный день. То есть через народные обычаи всегда прослеживается религиозная суть праздника. И хорошо, если к празднику Рождества вы сами, ваши дети разучите рождественские колядки, песнопения в честь Богомладенца Христа Спасителя. Если  вы будете в радости чествовать Богомладенца и в храме, и  за трапезой, если пойдете друг к другу в гости в эти дни; если навестите больных, которые особенно ждут утешения. Да ликует сердце каждого из нас от радостной вести – Христос приходит на землю. Сын Божий становится человеком, как говорит святитель Афанасий Великий, чтобы человека по благодати сделать богом.

После этого можно ли слушать речи  безбожных дерзких людей, которые говорят, что  христианство унижает человека?!». 

Вернуться к списку новостей
Поделиться в
церковный календарь




Евангельские чтения дня:
архив материалов
сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.

Контакты:  

Представительство Московского Патриархата в США, Николаевский Патриарший Собор г. Нью-Йорк:

Техническая поддержка сайта:

igumen_nikodim@yahoo.com 


Support@RusChurchUsa.org

 

Скачать opera mini

Обновить Opera Mini

Opera Mini