23 декабря 2013 г.
В Неделю 27-ю по Пятидесятнице Архиепископ Юстиниан совершил Литургию в Николаевском соборе Нью-Йорка

В воскресенье, 22 декабря, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице и в праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском соборе г. Нью-Йорк в сослужении соборного духовенства.

По окончании богослужения Владыка обратился к прихожанам со словом проповеди: «Порой мы слышим от наших близких, от знакомых вопрошание: а что изменилось в мире после того, как на землю пришел Христос Спаситель? Даже мы, люди, живущие, как говорят враги Церкви , в постхристианскую эпоху, все-таки можем заметить, что есть нечто, что отличает общество христианское от не христианского, что отличает наше время после Рождества Христова от тех времен, когда только ждали этого события.

Евангелие поможет нам дать ответ – и для себя, и для тех, кто будет спрашивать нас о том, что дало Рождество Христово миру. Я не дерзаю объять все великое множество благих последствий, коснусь лишь малого. Сегодня в храме прозвучало евангельское зачало о десяти прокаженных мужах (Лк., 17, 12-19), которые издалече кричали, по-славянски – «возвышали голос», потому что как прокаженные, они не имели права жить среди сообщества, не имели права даже ходить по одним дорогам вместе с другими людьми, а должны были быть на расстоянии не ближе броска камня. И если они вдруг нарушали этот запрет, то тогда здоровая часть общества имела право, вооружившись камнями и не прикасаясь к ним, издалека побить этих несчастных. И вот они, страдая, издалека стали кричать Иисусу, чтобы Он помог им, чтобы Он исцелил. И Господь, милосердный, имея эту силу, говорит им: «Пойдите к священникам», потому что священник, согласно закону Моисееву, имел право наблюдать и за состоянием здоровья народа. Не только за грехами душевными, за исправлением их следил священник, но и как врач телесный он имел право поставить грозный диагноз - ты болен, ты должен уйти. Господь умилосердился и решил исцелить этих несчастных и повелел им: «Идите к священнику». И отверженные люди поверили Христу, доверились Его слову. Они отправились к священникам, а по дороге исцелились. То есть сначала у этих людей была вера. Они поверили, хотя и боялись. Вот и мы должны понимать – когда наша вера в Бога будет такой силы и дерзости, когда она способна преодолеть наши человеческие страхи, тогда Господь ответит на наши просьбы.

Отчего же так поступали в иудейском обществе? Потому что бытовало мнение, что человек праведный, человек, живущий жизнью безгрешной, должен получать милости Божии еще в этой жизни, и что он не должен быть тяжело больным, тем более - больным проказой. И если с ним это случилось, значит, он страшно грешен пред Богом. То есть, изгоняя этого человека, иудеи находили себе и духовное оправдание: мы изгоняем его не потому, что боимся заразиться, но изгоняем потому, что он духовно уже не наш, он духовно преступил заповеди, и поэтому мы изгоняем его из сообщества верных, из сообщества здравых душой и телом людей.

Однако, благодаря Богу, все-таки часть людей и в то время имела в душе своей милосердие. Человек тяжко больной, лишенный куска хлеба и одеяния, не имел бы возможности существовать, а значит, были люди добрые, которые несчастным страдальцам давали и одежду, и пропитание. Они не считали, что если эти несчастные люди изгнаны из общества, то они должны умереть голодной смертью. Но, повторю, что убеждение, что если человек праведен, то он должен получить благодеяния еще на этой земле, в древности довлело над израильском обществом.

После пришествия в мир Христа Спасителя по всему миру распространилась весть о любви Христовой к людям. Христиане стали добрым примером жертвенной любви одного к другому; потому что они, по крайней мере, в лучшие времена существования христианства на земле, никогда не относились к человеку согрешившему как к человеку второго сорта. Христиане ненавидели грех, но любили грешника. Христиане никогда не отвергали больных, но всегда старались им смиренно помогать. Из древности дошло до нас свидетельство, как язычники говорили: «Посмотрите, как они любят друг друга». А во время сильных эпидемий, которые посещали крупные восточные города, христиане одинаково помогали и христианам, и не христианам. И этот пример распространился по всему миру, в том числе и среди тех, кто не стал христианином по убеждению, кто не вошел в Христову Церковь. Но все-таки всемирное человеческое общество после пришествия в мир Христа Спасителя стало более милосердным и стало больше следить за личным состоянием своей души; смиреннее стало относиться к осуждению другого человека. Ведь и во времена Ветхого Завета праведный человек мог понимать страдания не как наказание за свои грехи. Я напоминаю вам о праведном Иове, которого Священное Писание - Книга Иова - с самого начала повествования называет праведным. Он не согрешил пред Богом, но по промыслу Божию дошел до такого состояния, что лишился и детей своих, и богатства, а потом стал еще и прокаженным. То есть мы видим, что не всегда болезнь есть показатель того, что человек грешен пред Богом. Не дерзайте размышлять, что если кто- то заболел, то он заслужил это. Не наше человеческое дело так рассуждать и различать, кто грешен, а кто праведен.

Меду тем, несправедливо жесткое отношение к людям, царившее до пришествия в мир Христа Спасителя, касалось и тех несчастных, которые по каким-либо причинам были бесчадны. Сегодня мы совершаем память двух женщин, двух Анн: матери пророка Самуила и праведной Анны, матери Пречистой Девы Марии, которые обе долгое время были бесчадны и долгое время были поношением для своего народа. Дело дошло до того, что праведный Иоаким, супруг Анны, принес в храм жертву, а священник не принял его жертву. И ушел Иоаким в пустыню, чтобы не нанести словами еще большей боли праведной Анне. То есть мы видим, как относилось древнее общество к тем, кто не имел детей.

Дохристианское общество не терпело в своих рядах и тех людей, которые сознательно стремились быть девственниками. В древнем Израиле ни одной благочестивой девушке не возможно было остаться в девстве, потому что это означало бы, что она не верит в Бога, не ожидает благоговейно пришествия в мир Христа - Мессии. И только Пречистая Дева Мария решилась на этот шаг. Она заявила старейшинам израильского народа, что она желает остаться в девстве.

Вот сколько нового вошло в жизнь человечества с приходом в мир Христа Спасителя, с распространением Церкви Христовой по Земле. Мы стали хоть немного, но более милосердны, мы стали более взыскательны к самим себе, мы стали терпеливо относиться к тому, что нам менее понятно, мы не спешим накладывать осуждение на тех, кто болеет, на тех, кто бесчаден. Мы не пытаемся нашим человеческим малым судом определить пути Промысла Божия.

К сожалению, в наше время бесчадных много, и в будущем, вероятно, будет еще больше, потому что грех человеческий вредит природе. Загрезненная окружающая среда, наш нездоровый во всех отношениях образ жизни будут давать свои результаты - все больше и больше будет пар бесчадных. Никто да не укорит их в том, что это попущено за грехи именно этой пары. Если и за грехи, то за грехи всего нашего мира, потому что мы все живем в одном мире, и каждый как в одну общую чащу вносит и добро, и, сожалению, вносит грех. Поэтому бесчадных родителей я хочу ободрить и сказать, что это не столько ваш личный грех в том, что вы не имеете детей, это наша общая человеческая проблема. Вы можете почувствовать родительскую радость, ибо есть возможность воспитывать малых детей, которых можно усыновить. Проявляйте милосердие, и это будет признаком того, что мы живем в христианском обществе.

Нам говорят, что эра Христианской Церкви уже ушла, что «эра Рыбы» завершилась. Вы знаете, что рыба - это символ Христа. По-гречески слово «рыба» - ιχθύς – это начальные буквы от слов «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Вот почему рыба всегда была символом Христа и христиан. Не ушла «эра Рыбы», смею вас заверить, не желает Господь покинуть нас. Этот дело нашего личного выбора: быть со Христом или без Него. Нас действительно пока становится меньше, но это не значит, что Христос перестает заботиться о нас и что Он не радеет о сохранении Церкви Своей на земле. Проявляйте, сколько можно, христианскую рассудительность, милосердие и любовь».

Вернуться к списку новостей
Поделиться в
церковный календарь




Евангельские чтения дня:
архив материалов
сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.

Контакты:  

Представительство Московского Патриархата в США, Николаевский Патриарший Собор г. Нью-Йорк:

Техническая поддержка сайта:

igumen_nikodim@yahoo.com 


Support@RusChurchUsa.org

 

Скачать opera mini

Обновить Opera Mini

Opera Mini