11 декабря 2013 г.
Архиепископ Юстиниан принял участие в празднестве в честь иконы Божией Матери «Знамение» в кафедральном соборе РПЦЗ

Во вторник, 10 декабря, в Знаменском кафедральном соборе РПЦЗ в Нью-Йорке прошло празднество в честь великой святыни Русского Зарубежья – чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». Служение Божественной литургии возглавил Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, которому сослужили иерархи РПЦЗ и Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан.

За богослужением молилась глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна, которая находится в США  с официальным визитом.

По запричастном стихе по просьбе Первоиерарха Владыка Юстиниан обратился с проповедью к молящимся:

«В конце XII века, а точнее в 1170-ом году, как только встал зимний путь, так из пределов Владимиро-Суздальского княжества в сторону Великого Новгорода направились многочисленные дружины. Владимирский князь знал, что город Новгород славен и богат, потому и захотелось ему наложить свою властную руку на этот город, заставить его пойти под власть Владимиро-Суздальского княжества. Но так как Новгород окружают болотистые места, то ждали, когда придет мороз, скует землю, чтобы удобно было начинать военные действия. И вот Новгород окружен враждующими против него единоверными, единокровными братьями - русскими людьми. Тем и горше было на душе защитников Новгорода. По благословению своего архиепископа новгородцы изнесли святыни из храмов и крестным ходом стали обходить по крепостным стенам города, уповая на заступничество Божией Матери, потому что защитников, способных держать оружие в руках, тогда было немного, а суздальские полки были многочисленны. Суздальцы не остановились от ведения боя и в тот даже момент, когда шел крестный ход. Одна из стрел вонзилась в икону Божией Матери, которую несли во время этого молебствия. Лик Богородицы на иконе ожил. Грозным взглядом Богоматерь посмотрела в сторону суздальских полков. Все явственно ощутили, что новгородцы воодушевились, а суздальцы впали в панику. И вот уже новгородцы - те, кто думал, что будут они побеждены, воодушевившись, вышли смело из пределов города, отбили атаки суздальцев и разгромили их, а те - с позором - поспешили вернуться в землю свою.

С тех пор этот образ стал именоваться «Знамение Божией Матери», ибо явлено было чудо - знамение победы Божией Матери. Удивительно, что суздальцы, когда вернулись в свою землю, вразумились и поняли, что они остались побежденными потому, что Богоматерь защитила град Новгород, и списки со святыни стали распространяться и по земле Владимиро-Суздальской, то есть побежденные стали с честью кланяться иконе Божией Матери «Знамение». Они поняли: с кем Богом, тот непобедим. Скоро списки распространились по всей Руси: были написаны большие и малые – келейные – образа. Вот таким небольшим образочком и является чтимая ныне икона Божией Матери «Знамение» Курско-Коренная. Сам образ ее - не более 15 на 15 сантиметров. Этот образ находился, может быть, в келье благочестивого христианина, но явлен был в 1295-ом году как благодатное средство укрепления христиан после ужасов монголо-татарского нашествия при корне дерева, у реки, от чего и получил свое название.

Как когда-то в прославлении Божией Матери соединились вместе и новгородцы, и суздальцы, и все чувствовали, что они есть духовные чада Божией Матери. Так и ныне мы ощущаем, что у нас - один Господь, у нас - одна Церковь.

Наше почитание Божией Матери объединило нас в единое духовное собрание. В нынешнем торжестве участвует духовенство Русской Зарубежной Церкви, Патриарших Приходов и других канонических православных юрисдикций, пребывающих в США. Я очень хочу надеяться, что среди молящихся есть и те, кто ныне ходит в другие храмы, которые пребывают пока еще в расколе. Господь да вразумит вожаков этих неприсоединившихся к канонической Церкви сообществ, потому что не паства виновата - Господь взыщет с пастырей, которые именуют себя архиереями, священниками, но не хотят быть в лоне канонической Церкви.

Явленный образ Божией Матери не велик по своим размерам: чуть больше 15-ти сантиметров в длину и ширину. При царе Феодоре образ этот был вставлен в более обширную икону с изображениями по краям пророков Божиих, которые возвещали о том, что в будущем свершится великое таинство - на землю придет Христос Спаситель: пророки Даниил, Исайя со свитками, на которых написаны пророческие слова о том, как будет происходить сие на земле. Среди святых, изображенных вокруг Божией Матери, есть и судия израильского народа - Гедеон. Церковь призывает нас обратить на них наше внимание, чтобы почувствовать ту духовную и религиозную атмосферу, в которой жило человечество до пришествия в мир Христа Спасителя. И от этого мы в еще большей полноте оценим подвиг Божией Матери, потому что в наши дни многие вещи для нас воспринимаются как сами собой разумеющиеся.

В ряду ветхозаветных авторитетов, которые упоминаются в Священном Писании Ветхого Завета, среди Судей Израилевых был человек по имени Иеффай, возглавивший борьбу против аммонитян, которые теснили иудейский народ. Сил был мало, а враг был грозный. И тогда Иеффай дал обет Богу: «Господи, если Ты дашь мне победу, то первое, что выйдет мне навстречу из дома моего, я принесу в жертву Тебе!». Иеффай славно победил врага и с восторгом триумфатора возвращался домой. Весть о победе Иефыая и о его возвращении быстро достигла до родных его мест. Потому и поспешила навстречу своему отцу-победителю его единственная дочь. И заскорбел отец, ибо он дал обет принести то, что выйдет первым из дома навстречу, в жертву. Дочь, зная, что слово отца должно быть непреложно, не пыталась умолить его сохранить ее, но попросила отпустить на два месяца вместе с подругами в горы, чтобы там оплакать свое девство. По представлениям того времени, всякая благочестивая, добрая и богобоязненная девушка должна была обязательно выходить замуж, а ей предстояло стать жертвой. Она, незамужняя, пошла оплакать пред Богом то, что не выполняет заповедь Его «растите и множитесь и наполняйте землю», как это было сказано еще Адаму и Еве, и как непреложно хранил эту заповедь иудейский народ. То есть благочестие тогда заключалось в том, чтобы все были женатыми и замужними, чтобы обязательно в страхе Божии и исполнении Его заповедей проводили бы свою супружескую жизнь. Отчего было так? Потому что, по представлениям тогда живших людей, посмертное существование душ человеческих было весьма печальным: и праведные люди, а не только грешники, после своей смерти душой своей сходили в ад. Оттого и сложилось убеждение, что награда за праведность, благословение Божие выражается в земном благоденствии и обязательно в многочадии. А если этого нет, значит, человек согрешил пред Богом.

Вот отчего в иудейском народе бесчадство понималось как наказание Божие за грехи. Бог не дает человеку потомство, которое не увидит в будущем Мессию – Христа. Ветхозаветный человек жил, искренне верил, что если он угодил Богу, то награду он должен получить еще здесь, на земле. Так было до пришествия в мир Христа Спасителя.

Все это я напоминаю вам для того, чтобы вы осознали, в чем заключалась уникальность подвига Божией Матери, почему так благоговейно мы Ее почитаем. Ибо Она единственная  из благочестивых девиц иудейского народа, возлюбила Бога так, что восхотела сохранить свое девство. Это было нечто из ряда вон выходящее, потому что благочестивая иудейская девушка должна была по достижении определенного возраста обязательно идти в жены. Она должна была молиться и надеяться на то, что ее дети увидят Мессию – Христа. И ту, которая бы сказала, что не хочет замуж, расценили бы как девушку неблагочестивую и, может быть, даже неверующую в Бога. А Божия Матерь - кротчайшая, смиреннейшая. Добрейшая из всех дев Израиля возлюбила Бога безмерно, так, что Свою любовь к Нему Она не могла делить ни с любимым мужем, ни с детьми. Сейчас для христиан является нормой тот факт, что девство прославляется, но раньше этого не было. Какое святое и благое дерзновение имела Пречистая Дева, что Она сумела убедить старейшин иудейского народа, которые поняли Ее, сумели исполнить Ее желание и не отдали Ее возможному будущему подлинному мужу - близкому Ей по возрасту, как требует того иудейский обычай, а доверили Ее престарелому Иосифу для хранения девства Ее. Вот отчего Господь избрал именно Пречистую Деву Марию для того, чтобы воплотиться от Нее на земле, ибо Она действительно уникальна, ибо действительно Она необыкновенна. 

Мы знаем, что в среде иудейского народа были очень редкие исключения, когда общественное мнение поощряло оставаться человеку одному и не жениться в том случае, если он был сугубо предан изучению Священного Писания, вел строго аскетическую жизнь. Для таких считалось возможным, чтобы они в таком виде и оставались. Но это были, в первую очередь, мужчины, женщин незамужних не было. И вот Пречистая Дева сумела убедить старейшин, что Она также относится к этому числу, которых может потерпеть иудейское общество, что Она также, в посте и молитве, в изучении Священного Писания, будет проводить Свою жизнь. Иногда на иконах Благовещения мы видим, что Божия Матерь изображена читающей книгу. Это напоминание нам о том, что Она воспитывалась при Иерусалимском храме, Она была авторитетом в религиозной жизни и Ей позволили для всецелого посвящения Своей жизни Богу остаться в девстве. Я думаю, что мы с вами теперь осознаем, что Божия Матерь – кроткая, смиренная, и вместе с тем – огромной силы духа человек! Она, девушка, пошла вопреки устоявшемуся обычаю, и Господь ответил на Ее любовь. Господь возлюбил Ее так, что вселился в Ее утробу, стал во всем подобен человеку, кроме греха. Для нас это пример: когда мы жертвуем что-либо для Бога из нашей жизни, то Господь воздаст нам за это.

Даже и в наше маловерное время мы имеем убедительный пример из жизни подлинно монашествующих: они не имеют детей по плоти и крови, но если это ревностно подвизающийся монах или монахиня, то у него столько духовных детей, что ни одному отцу или матери по плоти никогда не иметь такое количество! Когда мы жертвуем ради Бога чем-то плотским, то взамен получаем духовное. Для нас с вами Пречистая Дева есть пример самопожертвования ради Бога. И нынешнее торжество церковное – это не только повод для того, чтобы поликовать, но и чтобы духовно научиться». 

Вернуться к списку новостей
Поделиться в
церковный календарь




Евангельские чтения дня:
архив материалов
сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.

Контакты:  

Представительство Московского Патриархата в США, Николаевский Патриарший Собор г. Нью-Йорк:

Техническая поддержка сайта:

igumen_nikodim@yahoo.com 


Support@RusChurchUsa.org

 

Скачать opera mini

Обновить Opera Mini

Opera Mini