Вечером 17 марта, в Прощеное воскресенье, Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан совершил Вечерню с Чином прощения в Свято-Николаевском соборе г. Нью-Йорк в сослужении соборного духовенства. По традиции после пения великого прокимна «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего» духовенство переоблачилось в великопостные черные облачения.
По окончании богослужения Архипастырь обратился к верующим со словом проповеди, в котором, в частности, сказал:
«Нам с вами, среди понятных ежедневных забот и хлопот, порой кажется, что время скоротечно. И если это так, значит, что по милости Божией, невзирая на трудности и огорчения прошедшего времени, все-таки Господь к нам милосерд, ибо для человека в трудных обстоятельствах жизни и тяжелых немощах – время течет очень медленно.
В нынешний воскресный день мы вспоминаем изгнание Адама из рая. Трагедия, которая произошла в душе первого человека вследствие его грехопадения, невольно отразилась на всем окружающем его мире. Болезни, скорби и сама смерть – не были сотворены Богом, они явились справедливым следствием греха Адама. Окружающий нас мир по-прежнему отчасти носит отпечаток той первозданной райской красоты, которой лишилось человечество. Священное Писание очень прикровенно, и я бы даже сказал – скупо, говорит нам о жизни первых людей в раю. Но воспоминания об этом, воистину, «золотом веке» человечества прослеживаются в древнейших памятниках культуры всех народов. Эти смутные воспоминания об утерянном рае во все времена волновали людей, которые пытались узнать: а остался ли на земле этот райский сад? Можно ли его найти? В XIV веке этот вопрос послужил поводом для богословской полемики между Тверским и Новгородским архиереями. Первый утверждал, что рая на земле нет, второй – что он существует и, новгородцы с торговыми целями проходившие весьма далеко – видели его. По всей видимости, наши далекие предки были изумлены красотой растительности тропических южных стран, и дерзновенно хотели верить, что рай на земле – существует. Даже такой великий святитель и учитель Церкви как Василий Великий в своем токовании Священного Писания о шести днях Творения ни в коей мере не пытался писать что-то определенное о жизни первых людей в этом удивительном месте – рае.
Вот и я не хочу фантазировать на эту тему, и вас призываю к тому же. Нам сейчас не дано увидеть рай, однако на земле мы вполне можем его почувствовать. И от своего малого духовного опыта, и опираясь на опыт более мудрых людей, могу сказать вам, что человеку, проходящему подвиг Великого поста, открываются некоторые вещи. У такого человека обостряется духовное зрение. И тогда он понимает, что рай – это там где твоя душа чувствует Бога. Рай – это когда ты в сердце своем ощущаешь умиление от близости к своему Божественному Творцу. Вот это теплота, которая согревает душу, и есть дыхание рая, которого мы еще не достигли, но понимаем, что мы движемся в правильном направлении.
Когда же ослабеваем в подвиге, когда вдруг отчаянье и сомнение начинают обуревать нас – чувствуешь жгучий стыд за совершенные тобою преступления против Бога и против ближнего. Тогда, вместе со стыдом, бывает и студ – по-славянски – холод, который есть дыхание ада, места страшного и бесконечно отдаленного от любви Божией.
Это мертвенное дыхание ада мы ощущаем очень часто, когда слишком много своего внимания уделяем наблюдениям за процессами, происходящими в мире. Но не в нашей власти что-то кардинально изменить в мире, и не к этому призывает Церковь своих чад. Не за весь мир, а за свою душу мы будем держать ответ на Суде Божием. Сохрани свою душу для Царствия Небесного, сделай ее наследницей вожделенного рая, пусть мутная река времени этого мира не погубит ее, и душа верующего человека своей светлостью послужит делу спасения тем, кто погибает в водовороте бурного течения этой временной земной жизни.
И, подходя к этому спасительному времени Великого поста, мы должны испросить друг у друга прощение. Трудно, если не сказать – невозможно, будет идти к Богу, не освободившись от неблагодарного груза обид и взаимных претензий. И не только сегодня, в этот святой вечер, но и на протяжении всего поста и вообще всей своей жизни старайтесь не взгревать находящий на вас гнев воспоминаниями о нанесенной обиде. Помните слова Священного Писания: «Гневаясь не согрешайте, солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес. 4, 26).
Я отдаю себе отчет, что мы все, с кем я служу и общаюсь в этом приходе - люди разного воспитания, прибывшие сюда из разных мест и культурных сред, и нам всем свойственен свой взгляд на жизнь, в том числе и церковную. Но при всех этих многих различиях, для нас с вами первостепенными должны быть вера во Христа Спасителя и любовь к Церкви. Все остальное – второстепенно и ни в коей мере не должно мешать делу нашего спасения. И поэтому когда случаются взаимные обиды и разногласия по причине этих наших различий, спешите смиряться и прощать друг друга Христа ради.
И я сегодня не формально, только потому что так надо, хочу испросить у вас прощения за досады, которые вольно или невольно я вам причинил. Я же прощаю всех вас, и хочу войти в Великий пост вместе с вами – как со своей дружной православной семьей».
Владыка коленопреклоненно испросил прощения у присутствующих, после чего прочитал молитвы на начало Святой четыредесятницы.
© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.