Во второй воскресный день Великого поста, 11 марта, Управляющий Патриаршими приходами в США Архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан совершил Божественную литургию по чину Святителя Василия Великого в Свято-Николаевском Патриаршем соборе г. Нью-Йорк в сослужении соборного духовенства.
По запричастном стихе клирик собора протоиерей Александр Голубов обратился к верующим с проповедью, посвященной памяти святителя Григория Паламы и его учению о нетварном свете Божества, явленного на Фаворе.
После Литургии Архиепископ Юстиниан обратился к прихожанам со словом проповеди, в которой, в частности, сказал: «Согласно хронологии евангельских событий, Преображение Господа Иисуса Христа было незадолго до Его Крестных страданий и Воскресения, то есть примерно в эти дни. Однако литургическое празднование этого священного события еще в древности было перенесено Церковью на август – оно предшествует празднику Воздвижения Креста Господня, в который мы вспоминаем Голгофскую Жертву Спасителя. Но вместе с тем, Церковь мудро установила в эти дни Великого поста духовно осмыслить значение Преображения Господа на горе Фавор, сочетав это с особым празднованием в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В XIV веке – времени, известном в истории как начало «эпохи Возрождения», преимущественно на Западе начали происходить процессы охлаждения к Церкви, к ее исконному учению. В известном смысле «эпоха Возрождения», к сожалению, стала для Запада эпохой удаления человека от Бога, временем подмены духовной жизни на некие «общечеловеческие ценности». К этому времени и относится попытка ревизии и отказа от духовной практики Восточной Церкви, которая бережно сохраняла и продолжала исповедовать истинную христианскую веру, суть которой заключается в стяжании Благодати Духа Святого, в приобщении тому нетварному Божественному свету, который видели апостолы на горе Фавор. Монах Варлаам Калабрийский открыто выступил против учения подвижников-исихастов, которые умной, сердечной молитвой достигали такого высокого состояния души, что сами, подобно Господу, преображались и становились причастниками Божественного света, носителями Благодати Святого Духа. Апологетом веры древних христиан, подвижников благочестия и стал святитель Григорий Палама. Он ясно и четко сформулировал учение о стяжании Духа Святого – как единственной цели жизни каждого христианина. Об этом, много времени спустя учил один из наших любимых святых – преподобный Серафим Саровский, ученики которого нередко видели лицо его сияющим. И в этот день Церковь, напоминая нам о цели нашей жизни, о том, к чему мы должны стремиться, подсказывает и способ достижения этого – пост и молитва. За богослужением в храме мы просим Господа «дать нам возможность едиными устами и единым сердцем славить Пресвятое Имя Отца и Сына и Святого Духа». И вместе с тем, мы должны понимать, что такое благодатное единодушие в храмовой молитве достигается только тогда, когда мы не оставляем нашего личного молитвенного правила. Утром и вечером прекрасным подспорьем для нас является наш молитвослов, но и в продолжении дня, когда бывает время, не занятое мыслительной работой, молитесь в своем сердце словами Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!». Ведь именно эта краткая молитва занимала ум и сердце многих и многих подвижников благочестия. Созидайте в себе чистые храмы, которые, по слову апостола, пусть да будут храмами Духа Святого! (см. 1 Кор., 6, 19-20)».
© 2001-2020 www.ruschurchusa.org
Все права защищены.
Представительство Московского Патриархата в Соединенных Штатах Америки.
Официальный веб-сайт.